Пятница, 25.07.2025, 05:28
 
Начало Регистрация Вход
Приветствую Вас, Абитуриент · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: Шеф, Александра, Niki  
Пособие для начинающего туриста :))
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:02 | Сообщение # 16
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
5. Немного о монстрах
Пожалуй, я воздержусь от экскурса в историю плотостроения, ибо на деревянных плотах сейчас ходят только фанатичные любители ретро. Плоты с надувными конструкциями с нелегкой руки производителя "К" заменены странными "баранками", выдаваемыми за средства сплава. Именуются сии конструкции карабуберами, в просторечьи - "бублями". Зато, с подачи буржуёв, модными становятся рафты. Эти большие надувные лодки с продырявленным, в целях самопроизвольного слива воды, днищем настолько завладели умами водников, что российские рафтеры, лет 5 назад, не долго думая, стали чемпионами мира. Рафт - штука солидная, хотя бывают и небольшие, спортивные, модели.
Разрабатывались рафты для спортивного и коммерческого сплава, хотя, на мой взгляд, это идеальное экспедиционное судно. К его недостаткам можно отнести сравнительно большой вес и парусность, к достоинствам - комфорт, грузоподъемность, безопасность. Стоит, правда, он немало, к тому же для регулярного использования требует команды. В общем, я знаю некоторых каякеров, "заболевших" рафтингом.
Могу еще порекомендовать не приобретать рафты с отечественными клапанами, поскольку жесткость этим надувным монстрам придает избыточное давление в баллонах, а достичь оного при "травящем" клапане никак не удается.

6. О других полезных предметах или "Зачем нужен спасжилет?"
Итак, будем считать, что после неоднократных консультаций с опытными товарищами вы приобрели ПЛАВСРЕДСТВО. Неважно - какое. Важно, что вы сделали этот решающий шаг в сторону холодной и мокрой воды и отнюдь не мягких камней. Теперь, если у вас остались финансы, нужно приобретать все остальное. Я чувствую - вы в шоке. Как, затратив немалые средства на приобретение достойной посудины?.. А придется! Кстати, посудина еще не укомплектована веслами, а также фартуками, юбками, насосами (нужное - подчеркнуть). Но к этому мы еще вернемся.
Первое, о чем надо подумать во избежание безвременной кончины - о спасательном жилете. Экономить на нем категорически не стоит. И исходя из правил техники безопасности, и согласно здравому смыслу. Ибо на воде разное бывает. Например - переворот судна. Хорошо, когда вода теплая и глубокая, а вы умеете плавать.


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:03 | Сообщение # 17
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
Спасжилеты бывают разные. Тривиально, но факт. Пока вы рассекаете спокойные воды озера носом своей байдарки, вам вполне достаточно надувного авиационного "хомута" или чего-нибудь в этом роде. Важно, чтобы "это" держало вас на воде в случае переворота судна. Начиная с мало-мальски порожистых речек, желательно иметь нормальный спасик типа "жилет" или "майка". Он может быть надувным, пенопластовым, пенополиэтиленовым или комбинированным, пенополиэтиленовым с поддувами. Спасательный жилет для пусть и небольшого, но "бурноводинга" должен обладать следующими особенностями. Система его крепления на теле, погружаемом в жидкость, должна быть надежной, т.е. пряжки и застежки не должны расстегиваться, отваливаться или рваться под нагрузкой. Он должен быть удобен при гребле, ибо ничто так не раздражает, как натирающий шею, подмышки или сдавливающий горло спасжилет. Он должен быть достаточен (объемом около 10 литров), но не избыточен, если у вас нет желания болтаться в некоей водной турбулентности до бесконечности. В правильном (по объему) спасике вы сможете с усилием, но поднырнуть под лодку и без особых усилий всплыть и удерживать голову над водой.
Многие продвинутые катамарайдеры приобретают (или шьют на заказ) разновидность спасжилета в виде костюма, усиленного на руках и ногах полосами пенополиэтилена. Такая хитрая конструкция именуется "защитой". В "защите" хорошо, хотя и жарковато, а турист напоминает со стороны хоккейного вратаря. Самошитые "защиты" совмещают в себе защитный костюм и спасжилет, промышленные - предполагают наличие спасжилета поверх…
На спасике неплохо смотрится стропорез. Стропорез - это такой специальный нож с тупым концом (в смысле - острием) и волнистой заточкой лезвия. Позволяет быстро перепилить веревку, нахально обвившуюся вокруг вашей ноги (руки, шеи) и не дающую вам возможности всплыть. Буржуйские фирмы специально выпускают навороченные стропорезы для водников - с анатомической ручкой и ножнами, которые можно пришить к спасику. Стоит такое чудо враждебной техники до 100 уёв. Посему, наш простой, но продвинутый водник нашел относительно дешевую замену - финский "нож монтажника".


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:04 | Сообщение # 18
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
6. О головных уборах
Любимый головной убор водника - каска, или "мозгосборник".
Речь, естественно, идет о нормальных водниках, не пренебрегающих безопасностью собственной головы. Мне известны многие сотни так называемых водных туристов, не только пренебрегающих данным аксессуаром, но и насмехающихся втихомолку над "спОртсменами". Очень, надо вам сказать, зря! Приложиться головой о камень или бревно можно и на ровной воде. Правда, в этом случае, вы уже не успеете осознать свою неправоту.
Каска должна крепко держаться на вашей голове. Каска должна закрывать жизненно важные центры вашего мыслительного органа, например - виски. Каска должна иметь отверстия для свободной циркуляции воды (впрочем, современные "каскостроители" ставят этот принцип под сомнение). Каска должна быть удобной, так как вы в ней проведете достаточно большой отрезок вашей жизни. Вот четыре принципа подбора каски!
С давних времен и до наших дней большинство водников пользуются хоккейными касками, приобретая их в магазинах, на барахолках и в разных других местах. Я убежденный сторонник хоккейных касок и считаю, что с хорошей шведской "Ёфой" не сравнятся никакие "Хики" и "Прийоны". Впрочем, дело вкуса, цвета и запаха…
Приобретя каску, отрегулируйте ее по своей голове. Возможно, это будет для вас откровением, но в хоккейных касках есть такие специальные винтики для регулировки. В продвинутых водных моделях регулируется внутренняя подвеска. Бывают еще довольно приличные роллерные каски - их просто нужно подбирать по размеру головы.
На хоккейной каске срочно замените жиденький ремешок с кнопкой на стропу-двадцатку с кондовой силовой "трехщелевкой". Не очень удобно, зато надежно.
Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о касках промышленного производства. Кстати, в свое время было модно клеить каски самим. Из жесткого пенополиэтилена. Еще не так давно в Лосево можно было увидеть такое чудо инженерной мысли. Впрочем, иногда такие каски делали вынужденно, в сложных походах, в случае утери или приведения в полную боевую негодность штатного "мозгосборника". Народ жертвовал бивачным комфортом ради собственной безопасности!

7. Ноги, крылья… Весло!
Теперь у вас уже есть многое из крайне необходимых истинному воднику вещей. Но! Ничто так не облегчает процесс гребли, как наличие весла. Хорошо, если имеется по одному веслу на каждого гребца. Еще лучше, если есть еще одно, запасное… На всякий, знаете ли, случай!
Итак, о веслах. Весла бывают распашные, байдарочные, катамаранные (они же - канойные, они же - рафтовые…) И их разновидности.
Распашные весла, как это не удивительно, крепятся в уключины и подразумевают греблю на тузиках, "фофанах", шлюпках, катерах и резиновых лодках повышенной грузоподъемности. Безусловно, это тоже водный туризм, ибо, как было сказано недавно с экрана телевизора: "Яхта с веслом - это байдарка". Но этот вид водного туризма мы не рассматриваем. Хотя о некоторых буржуазных извращенцах, я бы не побоялся слова, - распашных гребунах, мы поговорим позже.


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:04 | Сообщение # 19
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
Байдарочные весла бывают дюралевыми, деревянными, стеклопластиковыми, карбон-кевларовыми в самых различных комбинациях. Укороченной разновидностью байдарочных весел являются весла каячные.
У большинства туристов поколения 1980-х первым веслом было дюралевое, ибо прилагалось оно к байдарке промышленного выпуска. Особо продвинутые водники владели деревянными веслами, которые входили в наборы легендарных RZ-ов. Удачливые покупали себе весла с деревянными лопастями, выпускавшиеся в стольном граде Киеве, после чего набивали канты и оклеивали стеклотканью. Спортсмены заказывали себе весла у мастеров, под свою руку. Кто деревянные, а кто и стеклопластиковые.
Кстати, и сейчас дюралевое весло от "Тайменя" или "Салюта" является наиболее распространенным средством гребли. Хотя "правильные" водники покупают себе "Рязань", стеклопластиковые весла "ад Мамед" (производства Мамеда Мамедова) или, в крайнем случае, полиэтиленовые TNP от разных производителей. А в Лосево можно встретить и "Прийон" и "Галаспорт", и страшно сказать, стариков "Робсона" и "Вернера"!
Навороченные весла имеют асимметричные лопасти, овальный профиль цевья, различную степень изогнутости этого самого цевья (или шафта) и прочие прибамбасы. Да, и разворот, отличный от 900…
А все для чего? Для овладения хитрой слаломной техникой! Поэтому не забивайте себе на начальном этапе вашей водной биографии голову разными премудростями. Купите веселко баксов за тридцать-пятьдесят, предварительно посоветовавшись с более опытными товарищами.
Как правило, все вышесказанное относится и к катамаранным веслам, хотя там изысков и поменьше. Но тоже: овал-коленвал, карбон-кевлар и прочие незнакомые термины… То ли дело - совковая лопата (шутка юмора).
Теперь серьезно. Байдарочное весло, как и лыжи, должно быть длиной с вас, плюс вытянутая вверх рука, можно чуть короче. Другой способ - поднимите весло над головой, держа его в согнутых под прямым углом в локтях, руках. Расстояние от кистей ваших рук до основания лопастей не должно превышать 12-15 сантиметров. Разворот подберите под себя, определив эмпирическим путем, какой рукой вы держите цевье, а какой крутите лопасть.
Катамаранное весло должно быть не ниже вашего подбородка, иначе хват, а, соответственно, и рычаг, будет слишком коротким. Впрочем, любители ходить на многотонных "монстрах" вынуждены учитывать еще и высоту посадки, так сказать - над уровнем моря. Слишком длинное, громоздкое весло, с "лопатой" большой площади, так же не позволит вам эффективно грести.
Весло для рафта может быть сантиметров на 5 длиннее, в силу способа посадки (на "пятой точке"). Хорошее весло должно быть удобным в руке, прочным, но не слишком тяжелым.


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:06 | Сообщение # 20
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
8. Мелочи мокрой жизни
Итак, мысленно вы уже видите себя в белой пене валов и "бочек". На плечах у вас спасжилет, на голове - прочная каска, в руках - верное весло… Но это опять же не все! Если вы приобрели байдарку или каяк, вам потребуется юбка. Нет, не кружевная, прорезиненная. Или неопреновая. Чтобы вышеупомянутая белая пена заодно с водой не проникла предательски в недра вашей посудины. Дырка яйцеобразной формы в деке вашей байдарки или каяка есть то место, куда вы погрузите свои чресла. И называется она "очком". Вот на него-то, после посадки, и натягивается юбка. Простейшая юбка - это достаточно большой кусок прорезиненной ткани, в котором вырезано отверстие диаметром чуть более диаметра вашей талии. По краю отверстия пришит тубус, иногда довольно высокий. Закрепив тубус на талии, а всем остальным закрыв "очко", вы перекроете воде доступ в трюмы вашего крейсера. Если это не одноместная посудина, желательно, чтобы ваш сотоварищ проделал то же самое со своим "очком". А то все ваши старания пропадут втуне. Да, юбка должна срываться, иначе при перевороте байдарки вы рискуете надолго зависнуть вниз головой под водой.
Весьма полезной вещью для водника является гермоупаковка, или герма. Это непромокаемый мешок нужной вам конфигурации и объема, герметизируемый в месте закладки туда сухих вещей. Большинство туристов и сейчас продолжают клеить гермы из подсобных тканей, начиная от клеенки и кончая современными, с ПВХ-покрытием. Правда, в наше время гермы можно купить.
Для разных судов приобретаются или склеиваются гермы разных объемов. Для каяков и байдарок - от 10 до 30 литров. Для катамаранов и рафтов - от 50 до… В общем, бывают оч-чень большие!
Если вы все-таки решили клеить гермы сами - несколько советов. Сначала подумайте, что именно вы будете туда укладывать? Соответственно выберите объем, форму и количество герм. Швы клейте "внакладку", проклеивая их сверху лентой из того же материала. Оставляйте горловину достаточной длины на закрутку. После изготовления проверьте герму (простите за каламбур) на герметичность.
Покупные гермы бывают нескольких видов: гермомешки, драйбеги и баулы. Драйбеги - это непромокаемые рюкзаки несколько упрощенной конструкции объемом от 60 до 100 литров. У них есть достаточно удобные лямки для переноски за спиной. Заполнять драйбеги следует примерно на три четверти, чтобы обеспечить хорошую герметизацию. То же касается и гермомешков. У гермомешков лямки отсутствуют и делаются они, как правило, из более тонкой ткани. Наибольший интерес в настоящее время представляют баулы. Во-первых, они бывают разных типоразмеров, что позволяет использовать их как в байдарках, так и на более солидных судах. Во-вторых, за счет оригинальной конструкции горловины используется весь полезный объем баула. В-третьих, у него есть удобные ручки (как у сумки) и выпускной клапан для стравливания воздуха. Преимущества налицо!
Не помешает, так же, приобрести или изготовить несколько небольших гермочек "про запас". Мало ли что понадобится срочно убрать… Я, к примеру, вожу в них сухую обувь.
Кстати, об обуви. Приобретать или не приобретать гидрокостюм - дело личного комфорта, но на эту вещь я бы посоветовал разориться любому "чайнику". Речь идет о неопреновых носках. В них не страшна холодная вода. Нет необходимости, балансируя на краю скользкой суши, пытаться погрузить свое тело на судно, не замочив ног. Вы можете смело зайти в воду по щиколотку. Даже весной. Даже в Карелии… Между прочим, ноги от этого будут чище!
Но уж если вы ярый консерватор - надевайте толстые шерстяные носки и длинные кеды (или кроссовки). Длинные - чтобы в воде не сдернуло с ноги. Кеды - потому, что дешевле. И никаких резиновых сапог, если, конечно, безмятежно… лежать в уютной ямке на дне реки - не ваша голубая мечта.


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:07 | Сообщение # 21
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
9. Это странное слово - "морковка"
Вот, собственно, и все, что нужно для водного похода. Ах да! Нелишне иметь с собой спасконец, или, как говорят водники, "морковку". Это такой цилиндрический мешок из яркой тряпки, которому придана определенная плавучесть (как правило, за счет вложенного куска пены), в который вкладывается веревка диаметром миллиметров 8 и длиной метров 15-20 (дальше вы его все равно не кинете). Мешок сей составляет с веревкой одно целое, а на конце его имеется петля, куда некоторые вщелкивают карабин потяжелее.
Для чего он предназначен и как им пользуются? Предназначен он для извлечения вас, такого красивого и еще живого, из противной холодной воды в том случае, если вы несколько переоценили свои силы. Или недооценили мощь воды. В общем, для сохранения вашего спокойствия при прохождении сложных участков реки, особенно если велик шанс прохождения самосплавом.
В нормальном положении спасконец смотан. Вервие находится в мешке. Но вот вы, храбрый и сильный, только не очень умелый, категорически хотите пройти порог. Ежели, конечно, Адмирал позволил. Тогда вы падаете в ноги старшим и опытным товарищам (если такие имеются) и со слезой в голосе говорите: "Коля (Петя, Вася, Аристарх), подстрахуй меня. Пожалуйста!". Ваш вышеперечисленный соучастник долго выбирает место для своего стояния. Впрочем, в нормальной группе это делает Адмирал… Задача - принять такое пространственное положение, чтобы гарантированно перекрыть "морковкой" струю, которую вы собираетесь штурмовать, и извлечь вас на берег с минимальными повреждениями. Если, конечно, понадобится… При этом - не сверзнуться в воду самому. Привязывать или нет свободный конец "морковки" к некоему неподвижному объекту - в этом вопросе в среде водников существуют разночтения. Главное, чтобы было продуктивно…
Бросать спасконец желательно точно, чтобы он лег ПЕРЕД собратом, развлекающимся самосплавом. Если вы поборник карабинов, постарайтесь не попасть этой железкой по незащищенным частям тела любителя нырять и купаться…

10. Итак, с чего начнем…
Наконец-то все водное снаряжение в наличии! Ну, может не все… Забыли ремнабор. Впрочем, для полиэтиленового каяка он требуется нечасто, для надувных судов состоит из разнообразных клеев, ножниц и сообразной тряпки. С байдарками и катамаранами сложнее. Нужны еще и кницы, дюралевые трубы разного диаметра, инструментарий, проволока и разные винтики и шпилечка. Иголка с капроновой нитью тоже пригодится.
Состав ремонтной аптечки пытливые умы могут обнаружить в многочисленных отчетах и брошюрах. В отчетах (практически во всех) даже есть специальный раздел.
Да, конечно же надо не забыть бивачное снаряжение. Скорее всего, мудрый Адмирал распределит его по экипажам. Котлы, таганки, поварешки, тент - неизменные составляющие любого походного снаряжения. С вариациями…
А вот палаточку, спальничек и коврик вам придется раздобыть самостоятельно. Равно как и рюкзак… Не говоря уже про личные вещи… Хотя в чужую палаточку вас, может быть, и пустят.
Палаточку лучше покупать соответственно целям. Если вы - не мизантроп-индивидуй, берите двухместную. Двойную, с двумя тамбурами. Хорошую…
Спальник может быть любой, кроме пухового, главное - теплый и комфортный. "Почему низзя пуховый?" - поинтересуется любознательный читатель.


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 15:07 | Сообщение # 22
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
Да, в принципе, и его можно… Если вы уверены, что он НИГДЕ и НИКОГДА не отсыреет. Что, в водном походе, малореально.
Коврик… Если вы - не экстремал, берите не тоньше 8 мм, из пенополиэтилена, не складной, если, конечно, не хотите заработать пневмонию и радикулит. Если позволяют финансы - купите самонадувающийся, из дорогих. Дешевые - увы, плохие, проверено!
… Теперь ваша задача - определить, чего вы хотите. Соразмерно возможностям и опыту.
Если вы - "чайник", а этот факт зафиксирован в названии этого опуса, не пытайтесь прыгнуть выше головы! Не получится! А если и получится, то совершенно случайно…
Согласно правилам, туристам-водникам разрешено "прыгать" через категорию. Имеется в виду категория сложности потока. Которых официально шесть. Желающим более подробно ознакомиться с характеристиками каждой категории я предлагаю заглянуть в сборник нормативов по туризму под нетривиальным названием "Русский турист". Там все разложено по полочкам. Есть еще справочник эталонных маршрутов, но встречается реже и не всегда точен. Хотя должен сказать, что определить категорию участка реки на глаз может только человек, имевший дело с препятствиями, как минимум, на категорию выше.
Поэтому, выбирая себе первую (впрочем, как и следующую) речку для сплава, убедитесь, что ее категория сложности не выше второй, причем для рек равнинного типа, то есть рек, где локальные препятствия разделены участками спокойной воды - плесами. И не ходите туда в паводок, если ваша команда состоит из таких же "чайников"…
НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ дойти до ближайшей библиотеки туристского клуба, ПОКОПАЙТЕСЬ в Интернете, СОБЕРИТЕ и ИЗУЧИТЕ всю доступную информацию о выбранном маршруте!!!
Масштаб используемых карт - не мельче двухкилометровки, да и такие карты не дают полного представления о ландшафте.
Немаловажна и мотивация выбора маршрута! Вы должны понять, для чего вы идете на этот маршрут, чего ожидаете - отдыха, адреналина или рыбалки. Скольким туристам недопонимание цели маршрута испортило настроение в процессе похода.
Скоррелировав всю полученную информацию, вы сможете выбрать наиболее подходящий маршрут. Или трезво оценить свои способности, если маршрут выбран не вами.
Итак, маршрут выбран…


Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
БывалыйДата: Вторник, 06.11.2007, 15:57 | Сообщение # 23
декан
Группа: Проверенные
Сообщений: 246
Репутация: 11
Статус: Offline
lol

К сожалению умнеешь и осознаешь утрату - после окончания "войны".
Любовь как и война - один исход - или победа или пораженье.
(с) ПаХа =)
 
ШефДата: Вторник, 06.11.2007, 16:03 | Сообщение # 24
министр
Группа: Модераторы
Сообщений: 293
Репутация: 6
Статус: Offline
мдя, у меня была такая же реакция lol

Меня трудно найти...
Легко потерять...
И невозможно забыть...
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Бесплатный конструктор сайтовuCoz